Окт 032011
 

     Эта история – многоступенчатая, как и ракета, о которой пойдет речь…

Началась она 9 мая 1964 года, а продолжилась буквально на днях: я обнаружил в своем архиве несколько рулонов с неразрезанными негативами, и среди них один, на котором было написано – «9 мая», и стоял знак вопроса. Развернул и ахнул – это была цветная пленка, и в ней я увидел среди других негативов три кадра, которые считал потерянными… Это была съемка военного парада в честь Дня Победы. Я снял момент, когда мой коллега фотокорреспондент «Огонька» Исаак Тункель создавал необыкновенный кадр… Он потом был опубликован в нашем журнале, однако, сейчас мне почему-то не удалось там его найти. Тогда я извлек из подшивки журнала «Советское фото», в котором я работал  спустя двадцать лет, материал, посвященный этому самому событию – он помещался в рубрике «А еще был случай…». Просто я вспомнил о том событии и мне захотелось, чтобы люди о нем узнали. Нашел Тункеля, взял у него этот снимок и сделал с его автором литературную запись (снимал Тункель великолепно, а  писать был не горазд…).

Вот этот материал, опубликованный в журнале «Советское фото» № 6 за 1983 год.

 

     «Тяга к необычному привела однажды нас к идее —  снять парад на Красной  площади с непривычной точки, показать его как бы  глазами самих участников парада.

     Сделать это оказалось не просто, потребовалось раз­решение высоких военных инстанций. Написали соот­ветствующе письмо, объ­яснили свое желание и вскоре получили «добро» — нам предоставили возмож­ность проехать через Крас­ную площадь на одной из ракет, или, точнее сказать, в ракетовозе, ее транспор­тирующем.

     Чтобы мы не выделялись среди воинов своим штат­ским видом, как было ска­зано, «не портили картину», нас одели в форму, и мы с  моим напарни­ком Алексеем Голиковым стали на несколько часов «капитанами» ракетных войск..

В общем, сидим мы в тягаче и движемся сначала по Ленинградскому шоссе,  а потом по улице Горького в парадной колонне. У пло­щади Маяковского — оста­новка. Выглянул в окошко и вижу — идет Виктор Темин — при всех регалиях и с аппаратурой. Ну, ду­маю, сейчас я его «обра­дую»… Кричу: Темин, Темин!!! Он смотрит и никак не поймет, что это за капитан его зовет. Подошел по­ближе, узнал меня и обо­млел… Говорит: — Слушай, как же так, это же должна была быть моя работа… Я руками развел, мол, ничем не могу помочь. Двинулись дальше, и вот, наконец, Красная площадь…

    Точка у меня была рассчитана заранее, и когда мы на нее вышли, я начал снимать. Но через стекло что за съемка…   Вижу – не то, а ведь сколько усилий затрачено на подготовку… Времени на размышление, разумеется,  никакого, и я принимаю отчаянное решение – открываю верхний люк, который в этой ситуации открывать, как вы понимаете, запрещено – думаю: была не была… Словом, высунулся в люк – мне показалось что на меня в этот момент вся площадь смотрит —  и сделал тот единственный кадр, который вы здесь видите. Все обошлось благополучно, никто на меня, видимо, внимания не обратил, если не считать моего коллеги – он снимал со Спасской башни  и знал, что я еду во втором тягаче – ему тоже удалось сделать один – единственный кадр – как я, высунувшись из люка,  делаю свой кадр…».

 

    Здесь требуются небольшие пояснения. Виктор Темин – легендарный фоторепортер, известный своими авантюрными экстремальными съемками. Это он в только что поверженном Берлине, обманув всех коллег-фотокоров, сославшись на приказ маршала Жукова, угнал самолет, выделенный для всей прессы, полетел в Москву и первым опубликовал снимок «Знамя Победы над рейхстагом».

Но из 1945 года вернемся в 1964-й. Москва. Красная площадь. Парад Победы.

Открыть люк, а не снимать  через стекло, Тункель решил заранее (не помню, почему мы выдали это действие за спонтанное), и сообщил мне об этом накануне, как и о том, в каком тягаче он будет ехать. Я снимал парад со Спасской башни, и мы продумали вариант, при котором я должен был запечатлеть это необычное событие. Я изготовился с телеобъективом-пятисотником, и когда  нужная ракета подошла к расчетной точке, и Тункель высунулся из люка, я успел сделать не один, а три кадра – два, когда он снимает, и третий, когда он прячется обратно в кабину. Снимки эти никогда не публиковались.

Прошло более четырех десятков лет, Исаака Тункеля уже с нами нет, где оригинальный его негатив – неизвестно, поэтому снимок ракеты, сделанный им в тот день, можно увидеть только на страницах «Советского фото», откуда я его и извлёк. Так что уж извините за технические  несовершенства этого кадра…

 

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

(обязательно)