История непошедшего репортажа, который все-таки был опубликован.
Наш коллега по работе в «Огоньке» Генрих Гурков говорил: «Материал можешь считать вышедшим, если ты получил за него в бухгалтерии гонорар и завернул за угол…».
Непошедшие репортажи у меня, конечно, были, но немного — за несколько десятилетий всего три. Причем один из них я зарубил собственными руками — сдал в отдел отличные фотографии и сказал: «А печатать это нельзя, потому что данное событие есть ни что иное, как наглое надувательство родного народа…». Два же других не пошли по причине внутриредакционных козней.
Но этот вот репортаж имел судьбу поистине трагичную. Во второй половине мая 1973 года нескольких журналистов пригласили в ОКБ Туполева. Повод, как мы тогда считали, был исторический — запуск в серию самолета ТУ-144 — сверхзвукового стратосферного пассажирского лайнера. Сначала была пресс-конференция, которую провел младший Туполев — Алексей Андреевич, подробно рассказавший нам об этом самолете. Потом нас повезли на аэродром в Жуковском, где мы воочию увидели этих красавцев, выстроившихся на стоянке.
Выйдя из автобуса, я тут же сделал несколько кадров — конкурентов не было — из фоторепортеров в журналистской группе оказался я один. И понял, что вовремя «подсуетился» — прибежал какой-то озабоченный человек, объявивший, что снимать нельзя.
— А мы и не снимаем, — все закричали дружно. — У некоторых из «пишущих» фотоаппараты, разумеется, были, но и они их успели спрятать, ибо знали, что аэродром закрытый.
Затем настал главный момент — нас повели в самолет: не для обзора интерьеров, а чтобы мы стали участниками полета.
…Мы спросили, а когда перейдем через звуковой барьер? «Да уже перешли!» — засмеялся Владимир Николаевич Бендеров, ведущий инженер-испытатель, через «руки» которого прошли все туполевские реактивные самолеты, начиная от ТУ-104. В этом же полете он «курировал» нашу журналистскую группу.
А мы вот звукового барьера как-то и не почувствовали. Даже слегка расстроились — пропустили исторический момент.
Мы, конечно, не были праздными пассажирами — наблюдали за работой технарей в переднем, уставленном приборами салоне, знаменитый телевизионный комментатор Юрий Фокин вел репортаж с борта лайнера, но так как тогда прямой трансляции не было, его снимал на кинокамеру телеоператор Борис Киладзе.
За час с небольшим слетали до Волгограда и обратно, причем мне было разрешено снимать посадку из пилотской кабины — буквально через плечо прославленного летчика Еляна.
Эдуард Елян испытал около 90 видов самолетов и поднял в воздух первый сверхзвуковой пассажирский лайнер ТУ-144. Несколько раз во время испытаний самолеты горели и падали. В 1971 году летчик-испытатель за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, получил орден Ленина и Звезду Героя Советского Союза
Проявив пленки и убедившись, что у меня уже есть внушительные кадры, я решил расширить границы репортажа и махнул в Воронеж, где на авиазаводе были заложены на стапелях несколько таких машин. Пошла серия! Не тут-то было — мой допуск оказался недостаточным для такой съемки — он у меня был третий, а нужен — первый. Первого не испрашивал, потому что знал — с таким не выпускают за границу, а я любил поездить по разным «импортным» странам.
Два дня шли переговоры, закончившиеся впустую, — мне не разрешили снимать на заводе, и я ни с чем вернулся в Москву.
Тут вспомнился забавный эпизод. Моя жена работала на студии Центрнаучфильм, они делали картину, рассказывающую о новом самолете-амфибии, который строили в Таганроге. Искомый объект находился на заводском аэродроме и секретным не был, но попасть туда можно было только через завод, цеха его были секретными. Допуска у киногруппы не было, и ситуация создалась тупиковая. Администратор картины предложил:
— Завяжите нам всем глаза черными повязками и проведите через завод на аэродром…
Заводское начальство от такого предложения обалдело, и кто-то сказал:
— Рабочие могут подумать, что вас ведут расстреливать…
К счастью, хватило чувства юмора, которое возобладало над режимом. Их-таки через завод пропустили… А вот в Воронеже с юмором обстояло похуже, и мое заявление, что придется просить в этом городе политическое убежище — не могу же я вернуться в редакцию без материала — воздействия не возымело.
Снимков для публикации хватило с гаком, сверстан материал был шикарно — на шесть полос, начинался со второй обложки и титула. В пятницу номер был готов и уходил в печать. А в субботу 3 июня 1973 года наш ТУ-144, участвовавший в демонстрации полетов на авиасалоне в парижском Ле-Бурже при взлете потерпел катастрофу. Весь экипаж погиб — Бендеров, который не должен был лететь, в последнюю минуту подъехал на джипе и взбежал по трапу…
Летчик Эдуард Елян — когда-то поднявший в воздух первый экземпляр ТУ-144, в этом трагическом полете не участвовал — повздорил с начальством, за что и был отстранен от полетов в Париже, куда его взяли только как запасного пилота.
Мой репортаж из номера, разумеется, вылетел, но мне теперь предстояло предотвратить его выход в болгарском журнале «Поглед», которому «Огонек» предоставил этот материал в порядке творческой помощи. Звоню в Софию, говорю: «Ребята, снимайте репортаж». И слышу в ответ:
— А он у нас уже вышел!
Спрашиваю:
— Вы что, о катастрофе не слышали?
— Да, слышали, — говорят, — но мы позвонили в ЦК и сказали, что у нас номер уже в печати, на что последовала команда: — Печатайте, самолеты же эти все равно будут летать, жизнь не кончается. Тогда я их спрашиваю:
— В чей ЦК вы звонили — в наш или в ваш?
— Конечно, говорят, в наш, ваш-то от нас далеко, и подчиняемся мы своему.
Вот так и вышел в свет мой репортаж, только за рубежом. Впрочем, тогда говорили: — Болгария не заграница.
УСТРЕМЛЕННЫЙ В СТРАТОСФЕРУ: Красивее Ту-144 нет. Даже в авиамузее немецкого города Зимсхайн его поставили впереди побратима «Конкорда». Самолет был уникален. В начале 1970-х эксперты говорили, что он опередил свое время лет на 50!
Большое спасибо Вам за статью. Особая благодарность за снимки.