«Он не отбрасывает тени!»- мысленно отчаянно вскричал Римский»…
Как вы, конечно, догадались, речь идет об администраторе варьете Иване Савельевиче Варенухе, ставшим вампиром-наводчиком по указанию Воланда, узревшего в нём нечистую силу, от которой, как известно, теней не бывает… Но вот вопрос – а Сам-то Воланд был ли нечистой силой? Мне, думается, нет. Обратимся к другой цитате из романа «Мастер и Маргарита» — (Воланд – Левию Матвею):
« — Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ»…
Поскольку тень от шпаги есть, значит, к нечистой силе она не относится, из чего следует, что и хозяин ее должен быть вполне добропорядочным, о чём, впрочем, свидетельствует весь текст романа…
Не знаю, как там у них в теологии-философии, а в фотографии тень вещь весьма существенная. Фотоснимок же плоский, и чтобы приобрести объем – разумеется, условный, но зрительно ощущаемый, — ему требуется нечто такое, что заставило бы нас поверить в объемность видимого нами изображения. А для этого без теней не обойтись, впрочем, также как и без света… И я всегда очень любил сюжеты с этими основополагающими компонентами. Посему, обычно, выбирал для работы ранние утренние или вечерние часы, когда тени длинные, и объем предметов, зданий и всего прочего выявлен наиболее рельефно…
Перед вами фотографии, связанные с какими-то дорогими для души моментами. Те, что оставили яркий след в моей жизни, те которые я люблю.
Что же касается нескольких пальм с их тенями, то уж извините, — очень мне нравятся эти тропические красотки…